Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Печать

 

На недавнюю встречу выпускников в пединсти­туте приехал из Москвы и Юрий БЕЛЕНЬКИЙ. «Отец» российских телесериалов вообще-то родом из Макеевки, но за высший образованием приехал в горловский пединститут, где его до сих пор пре­красно помнят, хотя он в итоге педагогике предпо­чел режиссуру и отправился покорять столицу. Начав на киностудии «Мосфильм» в качестве за­местителя директора кинокартин, он более 15 лет назад первым открыл производство российского «мыла», чем занимается по сей день.

 

Насколько ус­пешен на своем «поле», скажут его регалии: худо­жественный руководитель группы компаний «Но­велла», член Союза кинематографистов, Евразий­ской академии телевидения и радио (ЕАТР), Между­народной академии телевизионных наук и искусств «Эмми», гильдии кинорежиссеров России. С 2007 года Ю.М. Беленький преподает мастерство режиссуры на высших режиссерских курсах ВГИКа. 

- Юрий, я знаю, что вы недоучились в нашем инязе...

- Больше занимался студенческим театром эс­традных миниатюр «Ляп­сус-Лингва», чем учебой. Но были великолепные педагоги, и они насильно, за уши, заставляли учить­ся. Даже таких людей, ко­торые были заняты со­всем другими делами, как я. Поэтому, оба курса был отличником. И все же язык - не мое. Когда это стало окончательно по­нятно, я из института и ушел. Это не страшно, так бывает... Хочу вспомнить замечательного педаго­га, куратора моей группы Ольгу Тимофеевну Шерстюкову, к сожалению, уже умершую. Хоть у меня и другая профессия, и зани­маюсь совсем другими делами, но благодаря ей по сию пору никаких про­блем нет с англоязычными людьми. А ведь прошло уже 35 лет!.. Как бы то ни было, поступление в этот институт было одним из главных событий моей жизни. Учеба здесь меня сформировала, подарила друзей...

- Выступая на сцене, вы сказали, что в течение лет не теряли связи с одно­курсниками. Как это полу­чалось? Ладно, сейчас это проще простого из-за мобильной связи и Интер­нета, а раньше всего это­го не было...

- Мы всегда держали друг друга в виду, связыва­ясь письмами, телеграм­мами. Шел постоянный обмен фотографиями. Даже выпускалась стенга­зета, когда мой друг по инязу служил в Москве, где я в это время работал в по­жарной охране, ожидая перемен в судьбе. Называ­лась она «Наушник сте­рео» (стерео, потому что нас было двое!). Несколь­ко экземпляров расходи­лись по друзьям. Я знаю, что у кого-то еще осталась в архиве... Все наши мамы всегда были общими мама­ми. Время от времени мы собирались друг у друга, и получалась такая большая семья. Родители, к сожа­лению, уходят, но в Горлов­ке есть Татьяна Афанасьевна Гончарова. Ее сын Евгений был среди нас. Мы ее любим-помним, приез­жаем по возможности, зато пишем постоянно. Она, как и многие годы на­зад, центр нашего едине­ния...

- Над каким телепроек­том сегодня работаете?

- С 2001 года я художе­ственный руководитель группы компаний «Новелла». Сегодня в российском эфире идут два наших се­риала - «Гонка за счасть­ем», премьерный показ которого, кстати, прошел в Украине, и новый сезон довольно успешного про­екта «Кармелита». Да, мы сняли продолжение исто­рии красавицы-цыганки и её возлюбленного. Дей­ствие сериала разворачи­вается в том же самом го­родке. Со времени после­дних событий прошёл год. Продолжается работа над историческим четы­рехсерийным фильмом «Институт благородных девиц», который должен появиться на телеэкране в этом году. Сценарий к нему написала автор «Об­реченной стать звездой». Еще несколько телефиль­мов сейчас в запуске. Это очень показательно, и я с гордостью об этом рассказываю. Ведь большая часть компаний в нашей индустрии закрываются из-за кризиса. Производ­ство сократилось где-то на 60 %. И нам тяжело, тем не менее, мы ухитряемся запускать новые проекты. Один из них - 24-серийная документальная драма, где есть, помимо докумен­тального материала, сце­ны с актерами. Название - «Лики и личины русского террора». Совершенно изумительная, на мой взгляд, задумка расска­зать в такой форме о терpope конца 19-го века, по­казав весь ряд от Дмитрия Каракозова до Бориса Са­винкова. Если будет удач­но сделан, сможет произ­вести определенный пере­ворот в российском теле­эфире.

-За работой, наверное, некогда дух перевести?

- Я очень занятой чело­век. О том, что в Горловку приеду, узнал за шесть ча­сов до самолета. Я был уверен, что не удастся вырваться, о чем уже со­общил моим друзьям. Но все сложилось как нельзя лучше.

- Что в программе визи­та?

- Наш выпуск собирает­ся пройти-проехать по Горловке, заглянув пер­вым делом в институт. А потом в ресторан.

- Что о городе помните?

- Вот скажу, что первое на ум пришло. Помню, как на площади Победы мне, простите, набили морду. На меня с друзьями напа­ла шпана, которая повела себя очень хитро. Я впер­вые увидел такую «воен­ную» хитрость. Они шли на драку, имея правые руки в гипсе. Не знаю, были они на самом деле перелома­ны или к ним приматыва­лась доска. Драться с людьми, у которых вместо рук дубины, было без ва­риантов...

А если серьезно, то в па­мяти всегда будет институт. Поймите, нам было по 18-20 лет. Разве забудешь, как мы сажали деревья на субботниках, как из окон общежития броса­лись в прохожих шарика­ми с водой и в окна же лазили к знакомым девуш­кам?

- Может, и адрес обще­жития назовете?

- Улица Кирова, 49. Оно еще осталось?

- Конечно, только те­перь у него номер «3». Спасибо за интервью.

Денис РАФАЛЬСКИЙ

Газета «Кочегарка», 18 июня 2009